статьи, 22 февраля 2019

Фейковые новости в Твиттере разносят быстрее фактов

Масштабное исследование показало, что ложная информация в Твиттере распространяется гораздо быстрее правдивых новостей. И виноваты в этом люди.
Слушайте этот материал на iTunes, Google Podcasts, Яндекс.Музыка или в плеере:
Результаты исследования 2018 года показали, что фейковые новости в Твиттере разносятся быстрее фактов. Больше это заметно по статьям о политике, нежели чем о других сферах общества. Причиной в основном являются сами люди, а не боты. Последние распространяют ложные и достоверные новости одинаково часто. По оценкам исследователей, количество фейковых новостей со временем только возрастает.

Исследователи также обнаружили, что эмоциональные манипуляции играют в этом процессе ключевую роль. Ложная информация склонна вызывать в читателе удивление, отвращение и даже страх. Проверенная информация, наоборот, фокусируется на таких эмоциях, как радость и доверие.

Что такое фейковые новости?

Фейковые новости — это ложная информация, которую превратили в когнитивное, социальное или политическое оружие. Они искажают реальные события, а порой создают целые истории из ничего. Они продвигают идеологические нарративы и манипулируют эмоциями. Почему? Ответ прост: так они разносятся быстрее и дальше. Торговцы фейковыми новостями получают больше внимания и подписчиков. А самое главное — фейковые новости приносят больше денег. Чем больше людей увидят такую новость, тем больше будет заработок с рекламы.

Как торговцы фейковыми новостями используют социальные сети во вред?

Торговцы фейковыми новостями распространяют свой контент в социальных сетях по-разному. Одни методы основаны на технологиях, другие — на психологических манипуляциях.

Боты Твиттера увеличивают просмотры аккаунтов и твитов, рассылая их большому количеству пользователей. Информационные пузыри замыкают людей в рамках собственных убеждений. Пользователи чаще видят информацию, которая поддерживает их интересы и предпочтения, редко — информацию противоположную. Чем больше вы ищете что-то в сети, тем больше результатов поиска и рекламы по этой определённой теме вы получите в будущем.

Если вы создаёте контент, который идеально ложится в существующие взгляды, это означает, что он будет более популярен. Подобного рода материалы получают больше лайков и репостов в социальных сетях. Другой способ стимулировать взаимодействие с контентом — это создать такой материал, который играет на эмоциях. Иначе говоря, разгневанные или расстроенные люди более охотно взаимодействуют и распространяют контент.

Каков ущерб от фейковых новостей? Фейковые новости могут спровоцировать неадекватное поведение во время стихийных бедствий и террористических актов, рекламировать заведомо убыточные финансовые вложения и повлиять на результаты выборов. Последствия очевидно очень серьёзные.

Существует множество способов обнаружить является ли данный материал фейковой новостью:

– обратиться к независимым фактчекингам;

– проверить доменные имена на подлог (распространители фейковых новостей могут взять доменное имя доверенного источника и незначительно поменять его);

– проверить первоисточники изображений;

– подумать, каких взглядов придерживается автор материала;

– выяснить, какие эмоции пытается вызвать у вас новость.

Твиттер помогает распространять фейковые новости

Было опубликовано исследование в журнале Science. Исследователи просмотрели более 4,5 миллионов твитов, около 126 000 материалов от 3 миллионов пользователей. Достоверность материала проверялась с помощью веб-сайтов для фактчекинга. Исследование обнаружило, что фейковые новости распространяются быстрее, чем правдивые новости. Это справедливо для всех категорий, но новости о политике выделились на фоне новостей о науке, финансах или бедствиях. Исследователи уделили особое внимание эмоциональному содержанию. Правдивые материалы подчёркивали грусть, радость и чувство доверия. Фейковые новости были более изобретательны и использовали удивление, отвращение и страх.

Согласно результатам исследования, боты распространяют все новости одинаково, тогда как люди с большей вероятностью будут распространять фейковые новости.

Это исследование — очень надёжное. В нем использовались самые эффективные программы по обнаружению ботов. Каждую фейковую новость независимо проверяли на нескольких программах. Исследователи также сами проверяли утверждения, которые не охватили факт-чекеры, чтобы избежать предвзятости.

Что это значит?

Исследователи выяснили, что оборот фейковых новостей увеличивается. Это создаёт препятствие для борьбы с фейковыми новостями.

Результаты исследования подтверждают давние подозрения скептиков и сторонников науки: фейковые новости распространяются намного быстрее, чем проверенный контент. Это подмечено в известной цитате: «Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны» — или в таком ключевом убеждении скептиков, что больше усилий затрачивается на разоблачение чуши, чем на её продвижение.

Всё это приводит к неутешительному выводу, что чисто научный контент менее популярен в социальных сетях, чем обсуждение шарлатанов. Материалы, которые детально и без намёка на сенсацию описывают, например, коллективный иммунитет, имеют гораздо меньший охват, чем очередная новость про семью антипрививочников, потерявших своих детей.

А что насчёт ботов Твиттера?

Оказывается, боты рассылают новости и фейковые, и проверенные одинаково часто. Предположение о том, что боты Твиттера распространяют фейковые новости чаще, чем достоверные оказалось в итоге ложным. Возможная причина такого результата: многие сообщества и пользователи используют автоматическую рассылку контента в Твиттере.

Например, службы новостей подключают свои веб-сайты к аккаунтам в социальных сетях. После выхода статьи на сайте, этот же материал автоматически выходит в их социальных сетях. Чтобы выпускать контент регулярно, некоторые автоматизируют свой аккаунт в Твиттере. Сигнал от ботов может просто потеряться из-за распространенности автоматизации в социальных сетях.

Другая возможная причина — людьми легче манипулировать, чем ботами. Люди эволюционировали в социальной среде, в то время, как боты слишком просты для моделирования эмоций. Всё это подчёркивает, что необходимо учить пользователей распознавать фейковый и манипулятивный контент.

Вывод

Люди — корень проблемы. Они легко поддаются эмоциям и на провокации. Исследование подтвердило подозрения сторонников науки и скептиков. Проблема фейковых новостей становится только серьезнее, и ключевую роль в этом играют именно люди. Удивительно, но боты, вопреки ожиданиям, одинаково распространяют и достоверные новости, и фейки.
Над материалом работали
Перевод — Александра Красик , редактор — Марсель Ишимбаев, озвучка — Евгений Глебов
Список источников
Материал вышел при поддержке Кирилла Боронина, Антона Кутырева, Евгения Врублевского, Алексея Кадета и Тагира Муртазина.

Рекомендуем

Спойлерная

Краткие ответы на важные вопросы
Напишите редакции «Скептика»
Увидели ошибку? Мы написали текст по теме, про которую вы знаете больше нас? Хотите прислать инсайд? Напишите нам!
Как с вами связаться?
О чем хотите рассказать?
Это анонимно (в случае необходимости)