статьи, 14 февраля 2019

История изменений условий жизни в глобальном масштабе
в 5 графиках

В недавнем опросе жителям разных стран предложили ответить, становится ли мир лучше или хуже или не меняется вовсе, если брать общую картину. В Швеции 10% респондентов сказали, что ситуация в глобальном смысле улучшается, в США с ними согласны 6%, а в Германии — всего 4%. То есть мало кто верит, что наша жизнь со временем стала более комфортной и менее опасной.

Что же надо учитывать, отвечая на этот вопрос? Речь идет о том, как изменился мир, так что придется рассмотреть его в исторической перспективе. Также мы говорим о мире в целом, и ответ должен учитывать каждого. Таким образом, нам надо охватить историю условий жизни всех людей и по всему миру.

Нищета

Чтобы понять историю этого вопроса, придется совершить путешествие в прошлое. 30 или 50 лет — это мало. Если даже брать в расчет период, сравнимый с нашей жизнью, можно подумать, что мир относительно статичен: вот в этих районах живут богатые, здоровые и образованные, а в этих — бедные, больные и безграмотные, а значит, так было всегда и ничего никогда не изменится. Только вот это большая ошибка.

При более широком охвате по времени становится ясно, что мир подвержен значительным изменениям. Ныне богатые страны совсем недавно жили в нищете еще худшей, чем бедные районы современности.

Чтобы избежать описанной ошибки и не счесть, что север всегда гораздо богаче, чем юг, придется заглянуть на 200 лет назад, туда, где условия жизни еще не успели кардинально измениться.

Исследователи называют нищетой ситуацию, когда приходится жить на сумму меньше 1,9 долларов в день. Эта цифра учитывает и неденежные виды дохода, которые важны для бедных семей, полагающихся на натуральное хозяйство, как сейчас, так и в прошлом. Также оценка бедности корректируется с учетом уровня цен в разных странах и их изменения во времени под влиянием инфляции — бедность измеряют в так называемых международных долларах, что позволяет учесть все эти колебания.

Первый график показывает долю мирового населения за гранью нищеты. В 1820 году приемлемые условия жизни были доступны только элите, а в крайней бедности (по нашим представлениям) проходило существование подавляющего большинства людей. С тех пор число нищих постоянно сокращалось.

Индустриализация захватывала все новые и новые регионы, производительность росла, а следом все больше и больше людей вырывались из нищеты. К 1950 три четверти населения мира все еще были исключительно бедны. В 1981 их число упало до 44%. А в прошлом году, как говорят исследователи, число нищих не выходило за пределы 10%.

Это огромное достижение, а уж для меня — я ведь изучаю экономическое развитие и неравенство, — может и огромнейшее за последние 200 лет. Это особенно впечатляет, если учесть, что за то же время население Земли увеличилось всемеро. На втором варианте графика, с абсолютными значениями (Absolute), показано, сколько людей выбрались из нищеты, и число оставшихся за порогом бедности.

В мире без экономического развития такой рост населения привел бы к снижению дохода для каждого отдельного человека. Семикратного увеличения числа людей хватило бы, чтобы отправить в бездны нищенского существования всех без исключения. А случилось ровно наоборот. Во времена небывалого увеличения количества жителей планеты достаток возрос, а бедность все реже становится нашим уделом.

Рост производительности сделал более доступными жизненно необходимые товары и услуги: больше еды, одежда лучшего качества, да и в домах стало не так тесно. Производительность — это отношение результата к усилиям, затраченным на его получение. По мере ее роста мы выиграли не только в отношении количества и качества продукции, но и с точки зрения затрачиваемых усилий: значительно снизилась продолжительность рабочего дня.

Кроме того, экономический рост изменил отношения между людьми. Долгое время, которое мир провел без этого фактора, единственным способом увеличить свое благосостояние было дождаться, когда кто-то обеднеет. Удача одного оборачивалась несчастьем для другого.

Экономический рост привел к тому, что и один, и второй могут богатеть без ущерба друг для друга. Изобретательность разработчиков машин, станков, коммуникационных технологий сделала некоторых из них очень состоятельными, при этом повысив производительность и доход населения. Сложно переоценить, как сильно отличается жизнь при экономике с нулевой суммой и с положительной.

Если посмотреть на эмпирические данные о росте благосостояния населения планеты, можно представить себе, какими заголовками пестрели бы издания. Например, появился бы такой: «Число людей, живущих за гранью нищеты, упало на 130 тысяч за сутки». Кстати, его пришлось бы повторять ежедневно: с 1990 года каждый день становится на 130 тысяч бедных меньше.

Грамотность

А как за тот же период изменилась ситуация с навыками чтения и письма? График демонстрирует два века истории грамотности среди населения мира. Опять же, когда-то лишь незначительная часть элитных кругов умела читать и писать. То образование, которое доступно сейчас, — это нововведение даже для богатейших стран. Всеобщая грамотность — это достижение последних двухсот лет.

В 1820 году читать и писать мог лишь каждый десятый. В 1930 — один из трех. Сейчас процент грамотных людей достиг 85. Иными словами, живи вы в 1800 году, шанс никогда не научиться читать был бы 9 к 10, а сейчас 8 из 10 умеют. А чем вы моложе, тем выше шансы стать грамотным: значительная часть тех, кто так и не получил элементарного образования, — люди пожилые.
Если вам кажется, что наука, развитие технологии и политические свободы важны для решения проблем мирового масштаба, а навыки чтения и письма этому способствуют, посмотрите на график с абсолютными величинами. В 1800 году в мире умели читать и писать 120 миллионов человек. Сейчас — 6,2 миллиарда.

Здоровье

Вот одна из причин, по которой мы не замечаем прогресса: мы не знаем, как плохо было раньше.

В 1800 году около 43% детей погибали, не дожив до пятого дня рождения, что довольно красноречиво описывает состояние медицины и гигиены. Согласно оценкам историков, в плачевном состоянии находился весь мир. Разброс от региона к региону был небольшой. Детская смертность до пятилетнего возраста могла достигать огромных цифр: выживали 2 из 3.

Не совсем верно говорить, что улучшение здоровья — это исключительно заслуга современной медицины. Поначалу большее значение имели изменения в общественном секторе. В долгой борьбе против инфекционных заболеваний большие шансы на жизнь нам подарили улучшение жилищных и санитарных условий. Более здоровое питание, которыми мы обязаны увеличению продуктивности сельского хозяйства и международной торговле, сделало людей устойчивее к болезням. Что удивительно, благодаря улучшению качества еды и здоровья мы выросли и поумнели.

Но, без сомнения, свою роль сыграли наука и медицина. Будучи более образованными, люди совершили несколько прорывов в науке, которые помогли еще больше снизить уровень заболеваемости и смертности. Особенно важной стала микробная теория болезней, выдвинутая во второй половине XIX века. Сейчас не так просто понять, почему новая теория имела такую значимость, но во времена, когда после вскрытия трупа врач шел принимать роды, не помыв руки, она наконец утвердила необходимость соблюдать гигиену и санитарные условия.

Микробная теория болезней заложила фундамент для развития антибиотиков и вакцин и помогла заметить, насколько важен контроль здоровья населения.
А важен он был несказанно: каждому полезно, когда другие привиты и соблюдают правила гигиены.

Благодаря этим изменениям здоровье улучшилось в глобальных масштабах. К 2015 году детская смертность опустилась до 4,3% — в 10 раз за 200 лет.
Чтобы заметить столь значительный прогресс, стоит вспомнить такое далекое прошлое.

Свобода

Политическая свобода и гражданские права — центральные понятия для развития. Они — и его средство, и его цель. Столпы этой свободы — журналистика и общественный процесс. При качественной оценке показателей наших прав можно прийти к ошибочному выводу, что со временем они все больше страдают от ограничений. Хотя на самом деле мы повышаем стандарт, по которому оцениваем свою свободу. Количественная оценка помогает, выбрав одну планку, сравнить свободу в разных странах в разные времена.

Попытки оценить типы политических режимов, стоящих во главе различных государств, уже предпринимались. Задача охватить что-то столь сложное, как политическая система, обязательно вызывает споры, и это никак не обойти. Для своего анализа я использовал систему характеристики политических режимов Polity IV как наименее спорную в долгосрочной перспективе. В рамках Polity IV используется шкала от +10 (абсолютная демократия) до -10 (абсолютная автократия).

Любое политическое устройство, которое попадает в промежуток между демократией и автократией, называется анократией. Вдобавок я добавил сведения о странах, входивших в колониальные империи и управляемых другими государствами. Временной отрезок, выбранный для наглядной картины того, как менялась политическая свобода, снова составил 200 лет.

На графике показаны доли людей, живших под властью разных режимов в последние два столетия. В XIX веке более трети населения Земли находились под властью стран-колонизаторов, остальные же попадали под руководство автократов. Первое значительное расширение политических свобод, выпавшее на конец позапрошлого века, сокрушил подъем авторитарных режимов — он происходил во многих странах в преддверии Второй мировой войны.

Во второй половине XX века мир сильно изменился: рухнули колониальные империи, во все большем числе стран воцарялась демократия. Соответственно, и доля мирового населения, живущего в демократических государствах, росла. Одним из важных событий в этом отношении стал распад Советского Союза, что сделало возможным дальнейшую демократизацию. Более чем каждый второй в наши дни живет при демократическом строе. Что касается людей под пятой автократии, 4 из 5 человек, относящихся к их числу, живут в Китае.

Ничуть не проще измерять права человека и их развитие во времени.
Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют о том, что после периода стагнации защита прав человека в глобальном масштабе продвинулась вперед за последние 30 лет.

Рождаемость

На любом из представленных графиков при переходе к абсолютным величинам можно увидеть, как выросло число людей за последние два столетия. На 1800 год население мира составляло около миллиарда человек, с тех пор оно увеличилось в семь раз.

Это привело к необходимости большей затраты ресурсов и усилению влияния на окружающую среду. Но не может же рост населения планеты нести только мрачные перспективы? Как минимум, он свидетельствует о значительных достижениях: люди стали умирать не так интенсивно, как наши предки многие тысячелетия подряд.

Раньше женщины были очень плодовиты: на каждую в норме приходилось по 5-6 детей. Населению не давал расти уровень смертности, при котором многие умирали, так и не достигнув репродуктивного возраста. Ситуация изменилась, когда человечество начало побеждать в борьбе со смертью. Только за последние 100 лет ожидаемая продолжительность жизни в мировом масштабе удвоилась.

Рост населения наступил вследствие того, число рождений и смертность снижались неодновременно. Значительный рост населения пришелся на тот момент, когда рождаемость все еще держалась на уровне нездоровой обстановки прошлого, а уровень смертности уже снизился примерно до современного.

За последние 200 лет в разных странах можно отметить одну и ту же тенденцию: как только женщины понимали, что их дети выживут с большей вероятностью, они решали меньше рожать. Вслед за этим замедляется и сходит на нет рост населения. Переход от высокой рождаемости и смертности к низким показателям по этим параметрам называется демографическим сдвигом. В странах, где индустриализация происходила в первую очередь, он продолжался с середины XIX по середину XX веков. Так, в Великобритании общим счетом 95 лет ушло на то, чтобы рождаемость снизилась с 6 и более до менее 3 детей на женщину. В странах, которые последовали за ней, демографический сдвиг происходил быстрее: в Южной Корее число детей изменилось таким же образом всего за 18 лет, а в Иране — за 10.

Страна за страной, эти изменения затрагивают весь мир. За последние 50 лет в глобальном масштабе число детей, которых в среднем рожает женщина, сократилось более чем вдвое. Так, в начале 1960-х оно составляло более 5, а сейчас — менее 2,5. Это значит, что во всем мире происходит демографический сдвиг, а рост населения достиг верхней точки около полувека назад.

Мы видим, что рождаемость снижается повсеместно, а значит, рост населения подходит к концу. Количество людей в мире за XX век выросло четырехкратно, но мы вряд ли еще увидим, чтобы оно хотя бы удвоилось за столетие. В конце века ООН ожидает отметить небольшой прирост населения — 0,1%. По прогнозам Международного института прикладного системного анализа (IIASA), население перестанет расти примерно к 2075 году.

Образование

Ни одно достижение последних двух веков не стало бы возможным без распространения знаний и образования. Дело не только в том, что образование двигало революцию в нашем образе жизни — оно вместе с тем стало важнее, чем когда бы то ни было.

Очевидно, что образование идет по пути повсеместного улучшения. В отличие от многих аспектов общественной жизни, где прикладная ценность прогнозов сильно ограничена, на мой взгляд, в области образования можно сделать несколько полезных замечаний относительно будущего. Причина для этого довольно проста: сегодняшняя образованная девушка к 2070 году станет образованной бабушкой, а сегодняшний ученик старших классов скоро превратится в выпускника, что дает возможность заглянуть в будущее.
Молодое поколение современности образовано куда лучше, чем прошлые.

А поскольку численность новых поколений снижается, школы, которые уже существуют, могут давать больше возможностей своим ученикам.
На графике показаны предположения IIASA о размерах и ситуации в образовании по миру до 2100 года. Учитывая снижение рождаемости, число детей, по прогнозам исследователей, будет падать - на планете никогда уже не будет столько маленьких девочек и мальчиков. Как упоминалось выше, наибольшей численности населения IIASA ожидает к 2070 годам, а затем она начнет снижаться.

Что касается образования, прогнозы предполагают, что к 2100 формальное образование будет почти у всех, а это значит 7 миллиардов умов, освоивших хотя бы программу средней школы.

Вдохновляет, если не забывать, как важно образования для улучшения здравоохранения, расширения политической свободы и борьбы с бедностью.

Почему мы обо всем этом не знаем?

К тому, чтобы зафиксировать историю условий жизни, меня подтолкнули результаты опроса, которые свидетельствуют о том, что большинство из нас отмечают постепенные ухудшения в мире. Но что говорят эмпирические данные?

Не думаю, что во всем виноваты СМИ, но и они приложили к этому руку. Ведь пресса не рассказывает о том, как меняется мир — ее больше интересует, что пошло не так.

Одна из причин в том, что СМИ в основном следят за единичными событиями, а они, как правило, трагичны. Загляните в сводку новостей: там упал самолет, тут теракт, еще где-то стихийное бедствие, или вот результаты выборов, которые нас тоже отнюдь не одушевляют.

Положительные же события происходят медленно и никогда не оказываются на первой полосе в ослепленных отдельными происшествиями СМИ.
В результате под влиянием СМИ и системы образования, которые слабо представляют количественные данные о долгосрочных изменениях, подавляющее большинство людей не знают ничего о глобальном развитии мира.

Даже о несомненно одном из самых важных достижений нашей жизни — значительном снижении числа бедных — известно только 10% людей в Британии и меньше того — 5% — в США. Большинство же в этих странах уверены, что количество людей, живущих в нищете, возросло. Две трети населения США даже думают, что это число «практически удвоилось». Если мы не знаем, как меняется мир, неудивительно, что почти никому не приходит в голову, что меняется он к лучшему.

Чтобы попытаться охватить взглядом жизнь всех 22 миллиардов человек, которые шагали по планете за прошедшие 200 лет, нужно прибегнуть к статистике. Тенденции, которые она отражает, медленно, но верно меняли условия жизни людей по всему миру. Мы, я и моя команда, последние годы собирали данные и теперь представили их нашем проекте — Our World in Data. Нам это кажется подходящим способом отразить долгосрочные изменения и сбалансировать новости, освещающие единичные события.

Когда рассказываешь о том, как изменилась жизнь всех и каждого за 200 лет, сложно не привязаться к отдельной истории, истории одного человека. Мозг сам тянется к таким рассказам, но они не могут осветить глобальный процесс изменения. Чтобы схватить картину развития человеческого мира и графически представить ее, нужно одновременно рассказывать миллиарды историй - и это статистика.

Чтобы показать это развитие еще более наглядно, я сделал график, в котором история последних 200 лет представлена так, будто на планете жили только 100 человек, и на них обрушились все нововведения современного мира.

Почему важно знать?

Условия жизни постепенно улучшались только благодаря сотрудничеству. В одиночку никто бы с такими изменениями не справился. Наши общие умственные усилия и совместные старания — вот что было необходимо для прогресса.

Часть серьезных проблем никуда не делась. Расслабляться, довольствуясь достигнутым, не время. Напротив, мы видим, что работы еще много. Так, стремительно сократившееся число бедняков — это достойный результат, но приемлемо ли, что до сих пор 1 из 10 живут в нищете? Нельзя позволять и ограничений нашей свободы, которые еще действуют, как и тех, которые только вводятся. Очевидно и то, что влияние человека на окружающую среду планете побороть не под силу, что оно подвергает опасности биосферу и климат, от которых зависит наша жизнь. Это влияние надо срочно снижать.

Сложно с уверенностью заявлять, что в чем-то из этого мы продвинемся вперед. Нет никакого жесткого правила, согласно которому жизнь на Земле продолжит улучшаться. Но если взглянуть на прошедшие 200 лет, мы заметим, что за этот срок мы подошли к решению многих проблем как никогда близко. Подступаться к ним стоит только сообща. Те, кто объединятся для совместной работы сегодня, сильнее, чем кто бы то ни было за всю историю человечества. Мы только что увидели, как оно менялось со временем: люди сейчас богаче, здоровее, лучше образованы.

Чтобы история вдохновляла, ее надо знать. Важно, что мы говорим сами себе о нашей истории и о времени. Надежды и усилия, которые мы связываем со строительством лучшего будущего, неразрывно связаны с тем, как мы представляем наше прошлое, а для этого нужно рассматривать глобальное развитие вплоть до сегодняшнего дня.

Взгляд одобрения на собственные и чужие старания — это важнейшее условие для плодотворного начинания. Знать, что мы прошли долгий путь, улучшили мир вокруг себя, что наша работа того стоила — для нас всех это то же, что самоуважение для отдельного человеческого существа. И мы вряд ли уйдем вперед без этого знания.

Свобода невозможна без веры в свободных людей. А не зная истории и веря в полную противоположность тому, что было на самом деле, мы рискуем потерять веру друг в друга.
Перевела: Елена Смотрова
Рекомендуем к прочтению