— Итак, вы общались с Виталием Милоновым. Также некоторое время назад вас приглашали на телеканал «Спас», где вы дебатировали со священником и православным публицистом. Какой смысл вступать в дискуссию, если представления о мире такие разные, и почему это важно? — Любая такого рода дискуссия является для меня просто интересным времяпрепровождением. Это некоторое соревнование: чья точка зрения более аргументирована, и кто лучше умеет отвечать на возражения оппонента. Я готовился к обеим дискуссиям, смотрел выпуски других дебатов — как они проходят, какие аргументы всплывают. Оценивал эти аргументы — насколько они валидны, а если не валидны, то в чем их уязвимости и слабые места, какие ключевые проблемы у религии. И я шел туда нормально дискутировать. Мне было очень интересно.
Понятно, что нет задачи переубедить оппонента. Для людей, сильно интегрированных в религиозную среду, признание поражения в споре или просто даже смена своей позиции, независимо от дебатов, означала бы радикальную перестройку своей жизни, изменение круга общения. Поэтому, даже если бы какие-то аргументы резонировали, едва ли человек смог бы перестать защищаться. Задача не в том, чтобы переубедить оппонента, а в том, чтобы произнести вслух как можно больше таких аргументов, которые смогут заставить задуматься сомневающихся людей: может быть, не стоит разделять сомнительные и бездоказательные убеждения. Передачу эту смотрит очень большое количество людей — прежде всего, верующих.
Обычно мы, популяризаторы науки, рассказываем для дружественной аудитории людей, которые нас поддерживают. Для меня эти дебаты — выход на аудиторию, которая в значительной степени не разделяет мои взгляды, но там же больший процент и тех людей, которые действительно могут изменить свою точку зрения. Зачем лишний раз убеждать в своей правоте тех, кто и так скептик и рационалист? Нужно общаться с людьми, которые не до конца сформировали свою точку зрения.
— В связи с этим вам не кажется, что научпоп в России — это развлечение для «своей тусовки», и до аудитории «Рен-ТВ» или «Спаса» научпоп-контент, в том числе и ваш, не доходит? Стоит ли в таком случае называть это популяризацией? — Действительно, очень много тех, кто и так хорошо все понимает и смотрит научпоп потому, что пытается найти для себя единомышленников и благоприятное социальное окружение.
Тем не менее, научно-популярное движение невероятно разрослось за последние несколько лет, вовлекая новых людей. Мы это видим, например, на том же форуме «Ученые против мифов»: когда спрашивают тех, кто в первый раз пришел на научно-популярное мероприятие, как правило, половина зала поднимает руки. Многие пришли потому, что их привели друзья, а не потому что они увидели в интернете какую-то лекцию и решили сходить на живое мероприятие.
Кроме того, ко мне постоянно после лекций подходят люди, которые говорят, что они раньше смотрели Рен-ТВ, а потом они увидели лекцию или интервью, заинтересовались наукой и теперь хотят связать с ней жизнь. Даже если мы скажем, что в масштабах страны изменения не очень большие, жизнь отдельных людей улучшилась, стала интересней. Может быть, этого уже достаточно, чтобы считать наши усилия оправданными.
— Как вы считаете, что нужно предпринять научпоп-сообществу, чтобы выйти на новую аудиторию? — Преодолеть снобизм [смеется]. Очень часто всплывают дискуссии о том, что научпоп должен быть элитарным, что только определенные люди и только на определенных площадках имеют право говорить о науке. Что нельзя связываться с носителями некоторых взглядов, хотя это могут быть взгляды, не связанные с наукой — например, политические убеждения. Такой подход мешает: если мы хотим расширять аудиторию, нужно постепенно вовлекать тех, кого называют «лидерами мнений», у кого большие аудитории. Надо заинтересовывать их наукой, чтобы они, возможно, повысили свой уровень и захотели транслировать научные идеи и мотивировать свою аудиторию читать более серьезную научно-популярную или научную литературу.
Есть те, кто пытается общаться с популярными YouTube-блогерами, налаживать контакт с публичными деятелями искусства, кино, публицистики. Мне кажется, это возможный способ уйти за пределы традиционной аудитории. Кроме того, контент должен быть разнообразным и более разноформатным. Здесь тоже очень много снобизма, каждый уверен, что только он знает как делать правильно, хотя часто выстреливает нечто совершенно неожиданное.
— Например? — Например, обычно под научпопом понимают книги, лекции, популярные статьи в научных изданиях. Но если посмотреть на количество просмотров, то прежде всего это видеоблогеры. Когда-то я бы удивился, если бы мне это сказали, но сейчас очевидно, что на фоне хорошего видеоблогера, который рассказывает о науке на своём канале, объем остального научпопа незначителен. Незначителен в плане влияния на социум, а не в плане влияния на какие-то отдельные группы. Правда, научпоп на YouTube тоже возник не на пустом месте, он опирается на книги и научные публикации, о которых блогеры узнали из научно-популярных статей. Это такая вершина пищевой цепи.
— Вот вы говорите про блогеров. Сейчас появляется всё больше и больше тех, кто пытается рассказывать про науку, но они часто не имеют естественнонаучного образования и могут допускать ошибки. Это, в свою очередь, может порождать новые мифы. Идёт ли это на пользу популяризации науки? Лучше пусть ничего не делают, чем так, или лучше так, чем никак? — Смотря для кого лучше. С точки зрения пуриста, которому важно чтобы всё всегда было правильно и досконально точно, может быть и не лучше. Мне, однако, кажется, что когда мы живем в условиях крайнего дефицита критического мышления, крайнего дефицита сомнений в многочисленных мифах, тиражируемых тем же Рен-ТВ, полезна даже содержащая неточности YouTube-передача — при условии, что автор в принципе готов свои ошибки обсуждать и признавать. Мой опыт показывает, что большинство тех видеоблогеров, которых мы отнесем к научпопу, именно таковы. Они ошибаются не потому, что злонамеренно пытаются исказить правду, а потому, что не учли какие-то детали. Они расстраиваются, когда узнают, что они что-то сделали неправильно. Некоторые удаляют свои видео, в которых, как они узнают, была найдена ошибка.
Мне кажется, что лучше так, чем никак. Это во-первых. А во-вторых, у нашей реакции на это должна быть правильная мотивация. Если, допустим, блогер где-то ошибся, то у тех, кто хочет не просто самоутвердиться, а повысить качество контента, очевидная реакция — связаться с этим человеком. А это возможно, потому что сейчас через пару рукопожатий мы все знакомы. Даже если у человека закрыта страница в соцсетях, потому что он очень популярен, можно всегда найти общего знакомого и сообщить через него о проблеме.
Кроме того, исследование исследованию рознь: может быть так, что искаженный пересказ на YouTube не ведёт к каким-то социальным последствиям вроде покупки плацебо или отказа от важного лечения. Мифы и заблуждения бывают разными. Есть заблуждения, которые приводят к человеческим смертям — например, вера в альтернативную медицину. А есть низшие, внутринаучные, очень частные заблуждения, которые легко исправить. Если кто-то действительно заинтересуется темой, он выявит их ошибочность. Такой человек будет носителем заблуждения до тех пор, пока не столкнется с опровержением, и при этом такое заблуждение никак не скажется на его повседневной жизни. Мне кажется, нужно это понимать и учитывать, когда критикуешь кого-то.
— Если журналист допустил ошибку, по журналистским стандартам ему следует опубликовать опровержение. А что в таком случае стоит делать научпоп-блогеру (вдруг кто-то из них будет читать это интервью), если ему укажут на ошибки? — Всё зависит от того, насколько велика ошибка. Если речь идет про ролик на Ютюбе, то его нельзя отредактировать, можно либо удалить, либо добавить комментарий. Если один комментарий исправит ситуацию, то можно добавить его в описание, указав ошибку, или оставить закрепленный комментарий под видео. Кстати, у меня была в одной из лекций ошибка, и, когда ее выложили на YouTube, я просто написал комментарий, что в этом месте я говорю одно, а на самом деле ситуация совсем другая. Это один из подходов.
Я знаю, что есть примеры роликов, полностью основанных на неправильной интерпретации какой-то научной идеи. Были случаи когда блогеры такой ролик просто удаляли. Каких-то серьёзных убытков для них это не влечет, если только ролик не был записан по договору с какой-нибудь фирмой, оплатившей рекламу. В случае возможных юридических проблем можно снять ещё один ролик. Можно хотя бы написать у себя в социальных сетях, что была допущена ошибка, и это послужит опровержением для возможных спекуляций.
Другая вещь, которую, возможно, стоит сделать — задуматься о том, почему ошибка была допущена. Возможно, стоит по некоторым вопросам консультироваться с кем-то со стороны — тем более, что есть множество людей, которые бесплатно и с охотой прочитают и отрецензируют сценарий. Нужен призыв к коллаборациям, призыв признавать ошибки, оставлять комментарии.
— В 2014 году вы выступили соавтором статьи, в которой высказывается довольно смелая гипотеза о причинах религиозного поведения, согласно которой, оно определяется наличием некоторых паразитов, влияющих на поведение хозяина. Многие восприняли эту статью довольно серьезно, были слышны упреки в биологизаторстве. Что вы можете ответить на них? Насколько серьезно вы сами воспринимаете эту статью? — Мне кажется, проблема в том, что люди часто не понимают разницу между гипотезой, фактом и теорией. Статья была опубликована в разделе «гипотезы» научного журнала. Если почитать его описание, то там прямо указаны требования: статья, изложенная в этом разделе, должна описывать нечто принципиально проверяемое, но еще не доказанное. Собственно, в задачи авторов входит сформулировать гипотезу и способы ее проверки. Если же что-то и так можно обосновать имеющимися данными, то это не гипотеза, а обоснованное предположение, место которого в другом разделе журнала.
Наша статья описывала гипотезу и ни на что большее никогда не претендовала. Каждый раз, когда я выступал с ее пересказом в лекциях или писал о ней в блоге, я это всегда подчеркивал. Есть видеоролик
«Паразиты и идеи-манипуляторы», где я подробно описываю суть этой идеи и того, почему эта гипотеза заслуживает внимания несмотря на свою фантастичность. В природе есть бесчисленное количество примеров того, как паразиты манипулируют поведением. Перечислить их все в статье или лекции невозможно: есть вирусы, делающие хозяев агрессивными; черви, которые заставляют рачков плыть к свету; вирусы, которые меняют вкусовые предпочтения членистоногих; паразиты, которые заставляют муравьев взбираться на высокие травинки; паразиты, которые меняют поведение пауков, заставляя их неправильно плести паутину; паразиты, которые заставляют гусениц защищать личинок паразита и окутывать их своим шелком, а потом бороться с хищными членистоногими, которые могли бы этих паразитов съесть. И это еще не все.
Известно, что некоторые паразиты влияют на поведение млекопитающих. Самый знаменитый — токсоплазма, которая меняет поведение грызунов, заставляет их бежать на запах кошки. Мы также знаем, что микрофлора кишечника у людей в некоторой степени влияет на работу нервной системы. Исходя из всего массива данных, исключать возможность влияния паразитов на поведение в целом было бы странно. А почему именно религиозное поведение? Потому что есть примеры религиозных ритуалов, которые очень антисанитарны и при этом не несут практической пользы. Но существуют и формы поведения, которые мы легко можем объяснить тем, что они нужны для каких-то жизненных процессов.
Например, один из критиков говорил, что «ну вот давайте мы скажем, что есть паразиты, которые вызывают сексуальное поведение», но сексуальное поведение нужно для размножения. Те люди, у которых его не было бы, не оставили бы потомства и вымерли, и такие мутации не закрепились бы. Вот нормальное объяснение нашего сексуального поведения, хотя при нем действительно могут передаваться вирусы. Мы же обратили внимание именно на бесполезное с точки зрения реальной выгоды поведение в некоторых его аспектах. Если человек просто молится, то понятно, что никакие паразиты так не передаются. Но если человек не просто молится, а делает, допустим, обрезание, после чего ритуал требует обрезанное место поцеловать — это кажется странным. В этих случаях могут передаваться инфекции, в том числе опасные. Мы сформулировали такую гипотезу на основании совокупности имеющихся данных и описали способы, которыми ее можно проверить. Это все подробно есть и в статье, и в лекциях, которые я называл.
— Насколько сложно было бы провести эксперимент, позволяющий проверить эту гипотезу, и стоит ли ее проверять? Не сложнее большинства биологических экспериментов. Способ поверки предлагался такой: для начала нам следует сузить круг потенциальных агентов заразности. Для этого нужно взять выборку людей, которые выполняют какой-то антисанитарный ритуал, и другую выборку людей, которые обладают схожими демографическими и иными показателями, но не участвуют в такого рода ритуалах.
Дальше используется метод чтения ДНК, чтобы получить некоторые представления о тех микробах, которые населяют кишечник или какие-то другие части тела. Больше всего нас интересует кишечник и мозг. Мозг живого человека мы обследовать не можем, а вот кишечную микрофлору изучить можно. Если окажется, что отличий в кишечной микрофлоре нет, то гипотеза будет отвергнута, а если они есть, то те микроорганизмы, по которым мы наблюдаем отличие, являются кандидатами на роль этаких наших «мидихлориан». Далее требуется проверить, можно ли устранить этих микробов. Например, изменить человеческое поведение, используя простой антибиотик узкого спектра действия в рандомизированном плацебо-контролируемом эксперименте.
Вот такого рода проверки мы предлагали. Понятно, что тут есть свои сложности, но было бы достаточно забавно, если бы оказалось, что мы можем изменить поведение человека, выписав ему антипаразитарный или антибиотический препарат. Но, скорее всего, гипотеза не окажется верной.