Природные и социальные процессы, описанные выше, помогли множеству религий в мире. Но только некоторые из них дожили до сегодняшнего дня, обретя миллиарды последователей. Учёные (в их числе Генрих и Норензаян) попробовали разобраться в причинах долговечности религий с учётом того, что большинство из них так и не смогли занять влиятельное положение, а то и вовсе исчезли.
В свете полученных результатов стоит предполагать, что фактором успешности религии является наличие божеств и ритуалов, подразумевающих взаимодействие верующих. Эта черта приобрела особую важность около 10 000 лет назад, когда маленькие племена охотников-собирателей начали вести оседлый образ жизни и объединились в сельскохозяйственные цивилизации.
Впервые в истории эволюции человека в сообществах собрались незнакомцы, которым приходилось регулярно общаться и доверять друг другу. Некоторые группы вдруг уверовали в богов, которые карают грешников. Это, вероятно, способствовало просоциальному поведению, или действиям, которые приносят пользу большинству. Общества с такими верованиями оказались успешнее других, их верования распространились и продолжили сохраняться на протяжении так называемой культурной эволюции.
Это объясняет преобладание определенных верований. По словам Норензаряна, именно по этой причине «распределение религий настолько неравномерно и смещено в сторону богов-морализаторов и религий, проповедующих моральные установки». В то же время, такие религии помогают решить и другую задачу: организовать сотрудничество в значительных масштабах.
Уже давно начались попытки понять, как работают цивилизации, как тысячи незнакомых людей сотрудничают друг с другом и даже приносят собственное довольство и счастье в жертву общественному благу.
Многие мировые религии решают проблему сотрудничества (по крайней мере, в среде своих последователей) с помощью веры в великих богов — могущественных, всеведущих, блюдущих мораль — и наказаний вроде ада и кармических долгов. Такие верования заставляют людей соблюдать общественные нормы и правила жизни в сообществе, даже если за ними фактически никто не следит. Под контролем их держит страх наблюдения свыше.
В итоге приходим к следующему предположению: крупные сообщества заявляют о великих богах и/или сверхъестественных карах, потому что это способствует сотрудничеству среди верующих на благо общества. Так как мы говорим о науке, а не о домыслах, эта гипотеза должна выдержать проверку предсказаниями, которые можно подтвердить или опровергнуть путем наблюдения, эксперимента или теоретического моделирования.
Так и выходит. Например, если наше предположение верно, крупные сообщества должны верить в карающего, всеведущего бога. Это подтверждается наблюдениями: исследование на примере 186 сообществ показало, что чем они обширнее, тем чаще люди в них верят в богов, карающих нарушителей морали, в то время как боги менее крупных групп обычно равнодушны к делам смертных.
Другое предположение: люди, принадлежащие к религии с могущественными богами и сверхъестественными наказаниями, должны вести себя более просоциально. Это подтвердили экономические игры, выявляющие желание делиться с незнакомцами. На основе исследования с участием 600 человек из восьми различных сообществ можно сделать вывод, что люди, которые верят в карающих богов, предписывающих нормы морали, более щедры по отношению к единоверцам, живущим далеко от них.
Многочисленные исследования также показали, что непрямое напоминание о религии повышает просоциальность поведения. В одном эксперименте участникам было предложено на основе списка из пяти слов составить предложение из четырёх, то есть, например, превратить «десерт, божественный, был, вилка, этот» в «этот десерт был божественный». Некоторые списки включали в себя слова с религиозной коннотацией: «дух», «божественный», «бог», «священный», «пророк».
Другой группе участников предоставили список из нейтральных слов. После этого задания участникам выдали монетами десять долларов и попросили оставить себе столько, сколько захотят, а остальное отдать незнакомцу. Те, кто работал с религиозными словами, отдали в среднем 4,56 доллара; остальные отдали меньше, в среднем 2,56 доллара.
Однако третья группа участников составляла предложения со словами, которые имеют отношение к светским институтам, контролирующим поведение членов сообщества: «гражданский», «присяжные», «суд», «полиция» и «контракт». Эти люди пожертвовали в среднем 4,44 доллара. Это говорит о том, что, возможно, слова, связанные со светскими мерами контроля, оказывают эффект, сходный со словами из сферы религии.
Отсюда следует важный вывод: религия, могущественные боги и божественная кара - это лишь один способ решения проблемы кооперации.
«Ту же роль могут выполнять другие институты, другие механизмы. Общество открывает для себя новые способы заставить людей сотрудничать», — объясняет Норензаян.
Светские институты могут поощрять и контролировать просоциальное поведение. Если взглянуть на культуры прошлого и настоящего, можно найти крупные сообщества, успешно функционирующие без участия религии. В наши дни более миллиарда человек не принадлежат ни к какой религии. Большинство из них прекрасно соблюдают правила.