Уже к девяти годам девочки в Германии больше ассоциируют математику с мальчиками, отдавая предпочтение языковым дисциплинам. Такого рода скрытые предубеждения о математике и половой принадлежности скорее влияют на интересы девочек, а не формируют их сознательные убеждения.
К поступлению в колледж подростки успевают впитать столько информации о различии полов, что обрабатывается она несознательно, и влияет на них подспудно, а не явно.
Исследование студентов в США показало, что чувство принадлежности и интерес к определенной работе или исследовательскому полю подвергаются влиянию почти незаметной информации, имеющей «гендерный оттенок», например, через предметы в аудитории или в студенческих клубах.
Группа ученых под руководством Сапны Черьян выяснила, что если заменить ассоциирующиеся с мужским полом объекты в помещении (комплектующие для компьютеров, постеры «Стартрека», научно-фантастические книги) на нейтральные (бутылки с водой, постеры с изображениями природы, лампы), студентки проявляют не меньше интереса к изучению информатики.
Исследователи заключили, что наполняя помещение предметами, отражающими гендерные стереотипы об информатике, мы говорим женщинам, что в некоторых областях их не ждут, что им там не место.
Естественно, многие женщины выбирают карьеру в точных и естественных науках, не обращая внимания на гендерные предрассудки. В науке такие стереотипы многогранны, их связь с поведением и убеждениями непроста. Женщина, преподающая математику, не изменит скрытых предрассудков о связи пола и ее дисциплины, но усилит у своих учениц ассоциации между самими собой и точными науками.
Женщины, которые больше погружены в область деятельности, общественно признанную мужской, в меньшей степени обладают скрытыми гендерными стереотипами, связанными с ней.
В том и проблема: естественные, точные и технические науки до сих пор считаются уделом мужчин, и подобные стереотипы влияют на вовлеченность в этих областях. С детского сада до университетских дверей для детей существует один лишь посыл: точные и естественные науки — для мальчиков.
А значит, вне зависимости от роста показателей гендерного равенства, половая принадлежность по-прежнему влияет на возможности, опыт и достижения отдельных людей. Равенство полов не означает гендерную нейтральность.
Что же происходит в общественной жизни, если за определенной областью остаются закреплены стереотипные представления? Во-первых, на уровне целых стран с такими предубеждениями, пусть и скрытыми, можно заметить асимметрию достижений мальчиков и девочек в математике, точных и естественных науках.
Это означает, что чем крепче для жителей страны ассоциации между мальчиками и математикой, а также гуманитарными науками и девочками, тем заметнее будет разница в оценках по математике у учеников и учениц уже в средней школе.
Но нам известно, что гендерные стереотипы о науке живы даже в тех странах, где формально наблюдаются высочайшие уровни равенства полов. Это значит, что показатели вроде GGGI не отражают гендерной нейтральности.